Как помочь учителю в освоении ФГОС
У учителя, начинающего осваивать ФГОС, возникает вопрос о том, что нового появилось в работе педагога. И прежде всего - что такое УУД и личностные компетенции? Что вкладывается в это определение и как достигнуть результатов образования по ФГОС?
Взаимопроникновение, взаимодействие, взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов образования – вот главное, что предполагает стандарт.
1. Личностные результаты – социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека.
2. Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и УУД, способность выпускника к построению индивидуальной образовательной траектории.
3. Предметные результаты новые ФГОС трактуют шире, чем привычные нам ЗУН. Предметные результаты по ФГОС это и:
- виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;
- преобразование и применение нового знания в типичных, частично новых и незнакомых ситуациях;
- формирование научного типа мышления.
Самое главное, существенное в дидактике нового стандарта, которая становится системно-деятельностной – это совершенно новый взгляд на взаимосвязи предметных, метапредметных и личностных результатов, позволяющий учителям и администраторам школ глубоко осознать и сделать своими педагогическими убеждениями три постулата:
1. Три группы результатов не существуют друг без друга. Не может быть личностного результата, если он не связан с конкретными предметными знаниями и самыми разными инструментами освоения этих предметных знаний – метапредметными умениями. Не может быть метапредметного результата, если он не опирается и не вытекает из материалов того или иного школьного курса. И не может быть предметного результата вне его воздействия на личность, вне способов его получения в ходе ученической деятельности. А эти способы и есть метапредметные результаты. И учитель обязан знать, что ФГОС вообще не считает результатами образования вызубренный отчужденный текст или лишенный смысла затверженный навык, то есть именно то, что все мы – кто по простоте своей, кто по привычке (а кто и по некомпетентности) – до сих пор радостно считаем настоящими результатами обучения и воспитания, проверяем их на контрольных и даже отчитываемся на ГИА и ЕГЭ.
2. Три группы результатов не представляют собой какой-либо одновариантной линейной зависимости. Можно с равным правом утверждать, что учитель «поднимается» от предметных результатов с помощью метапредметных к личностным, и что учитель «спускается» от личностных (мотивация) через метапредметные (целеполагание, проблематизация, планирование и т.д.) к предметным.
3. Три группы результатов, на самом деле, суть три стороны ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА, который называется «позитивное изменение личности ученика и учителя под воздействием образования».
Наглядно представить результаты образования поможет схема, которая облегчит понимание всей группировки результатов и ее составных частей, позволит быстрее понять и запомнить, что к чему относится.
Авторы книги говорят о том, что развивать метапредметные умения должен не один учитель, а вся команда педагогов-единомышленников, работающая в классе. Только тогда будет результат.
Из книги: Поташник, Левит: Как помочь учителю в освоении ФГОС.
(материал взят из группы в ВК "Учителя онлайн")
Поделиться с друзьями: