Игры на уроках ИЯ

 

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

 

По цели использования игры могут быть занимательные, которые проводятся для снятия усталости; учебные, проводимые с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки.

 

Можно использовать различную наглядность, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.

 

Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры как: “Внимателен ли ты?”, “Игра в мяч”, “Найди предмет”, “Угадай название”, “Рассказ по рисунку”, “Кто больше?”, “Кубики”, “Картинка”, и т.д.

 

Учащиеся пятых – шестых классов предпочитают игры – соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, побеждать соперника. Дух соревновательности, желание самоутвердиться – прекрасные мотивы для изучения языков. Викторины, конкурсы, путешествия – это те игровые формы, которые можно использовать для этого.

 

Старшеклассники с удовольствием участвуют в дискуссиях на предложенные темы, высказывают свои мнения по просмотренным кинофильмам и спектаклям, составляют и решают кроссворды.

 

В этом возрасте у учащихся возникает потребность к общению, к тесному контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве.

 

Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Речь учителя должна быть эмоциональной, выразительной.

 

Что касается ошибок во время игры, то желательно, чтобы не отвлекать учащихся, анализировать их после игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для создания правильных межличностных отношений в коллективе.

 

Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Играть можно не только на уроках, но и на переменах, вечерах, утренниках, кружках английского языка.

 

Таким образом, учебная игра - это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений.

 

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить.

 

«Математическое лото»

Цель игры: закрепление знаний названий чисел по-английски.

 

Описание игры: дети делятся на три группы по 4-5 человек, составляют и решают примеры, называя числа по-английски, затем «ходят в гости» к другим столам, читая их примеры. Таким образом, они по очереди выступают в роли учеников и учителей, и читают с гораздо большим удовольствием, чем если бы они читали те же примеры, просто написанные на доске. При работе с лото в группах в ней участвуют сразу все дети

 «What’s missing?» (Что исчезло?)
 
Цель игры: закрепление лексического значения слов; развитие внимания, памяти.
 
Описание игры:
 
Разложить на столе не более шести картинок, объединенных по тематике или разрозненных. Попросить детей назвать и запомнить их и по команде «Shut your eyes!» закрыть глаза. Уберите одну картинку и по команде «Open your eyes!» попросите детей открыть глаза и угадать какой картинки не хватает. Например:
 
- Shut your eyes!
 
- Open your eyes! What’s missing?
 
- A dog!
 
«Рифмы с мячом»
 
Цель игры: закрепление названий прилагательных, обозначающих цвет.
 
Описание игры:
 
Предложите детям игру в рифмы с указанием цвета. Передавая одному из детей мяч, скажите: «A red cock». Возвращая вам мяч, ребенок может ответить: «A green frog».Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.
 
Возможные рифмы:
 
a grey have – a black bear
 
a white cat – a grey bet
 
a blue box – a red fox.
DICTIONARY (СЛОВАРЬ)
Уровень: любой
Оптимальный размер группы: без ограничений
Цель: Развить навык понимания определений на слух.
Необходимый материал: Снабдите своих учеников словарями, не только соответствующими их уровню знаний, но и содержащими, помимо определении слои, еще и примеры их употребления в контексте. Подойдет любой словарь, а учитель может сам дать определение каждо­му слову.
Описание: Учитель находит подходящее слово в словаре, начинает часть речи (существительное, глагол и т.д.) и первую букву этого слова, затем читает определение (а также и предложе­нии, в которых это слово может употребляться). Ученики пыта­ются угадать это слово. Тот, кто первым назовет верное слово, становится водящим, сам выбирает слово и читает его определе­ние. Например:
"My word is a verb and it begins with the letter T. It means:
  1. produce thoughts; form in the mind. I often _______ of home.
  2. reason; consider. He is _______ about the problem.
  3. believe; have faith in something. He _______ he can do it.
Советы: Слишком невнимательные и легко возбудимые клас­сы поделите на две команды, за каждый неверный ответ отнимайте 2 очка, за каждый верный прибавляйте 5 очков. Это заставляет уче­ников внимательно слушать и думать вместо того, чтобы выкри­кивать первое пришедшее в голову слово, начинающееся с названной буквы

 

HANDS UP! (РУКИ ВВЕРХ!)

Уровень: начинающие и средние 
Оптимальный размер группы: 10 учеников
Цель: Развить навыки аудирования, закрепить понимание во­просительных слов.
Необходимый материал: Нет.
Описание: Учитель зачитывает (или придумывает) предло­жения. В конце каждого учащиеся поднимают руки и определяют вопросительные слова и ответы на них. Очко дается за каждое вер­ное слово и за каждый верный ответ. Например:
    Учитель — "Henry speaks clearly."
    1- й    ученик — "WHO? Henry."    (2 очка)
                             "HOW? Clearly."   (2 очка)
                                                        (Всего: 4 очка)
    Учитель — "The dog barked loudly in the back yard all night."
    2- й    ученик — "WHO? The dog."  (2 очка)
                             "WHERE? In the back yard."    (2 очка)
                             "HOW? Loudly."    (2 очка)
                                                         (Всего: 6 очков)
Исправленная ошибка оценивается в двойном размере.
    3- й    ученик — "Не forgot WHEN. Аll night."    (4 очка)

 

SOUND OFF (ФОНЕТИКА)

Уровень: начинающие 
Оптимальный размер группы: без ограничений
Цель: Развить навык понимания на слух.
Необходимый материал: У каждого ученика на руках 2 кар­точки (на каждой слово с одним из парных звуков; слова составляют контрастную пару). Например, звуки [æ] и [е], а слова BET и ВАТ
Описание: Класс делится на две команды. Учитель читаёт вслух слова, в состав которых входит либо один, либо другой звук, а учащиеся поднимают ту карточку, на которой написано слово с тем же звуком. Например:
   Учитель: "met". Ученики поднимают BET
   Учитель: "mat". Ученики поднимают ВАТ
   Учитель: "fat". Ученики поднимают ВАТ
   Учитель: "set". Ученики поднимают BET
   Учитель: "less". Ученики поднимают BET
   Учитель: "last". Ученики поднимают BAT
Команда, которая подняла больше карточек (правильно!), по­лучает 1 очко в этом раунде.
Советы: Попросите учеников самих сделать карточки и предложите им использовать для одного звука в паре один цвет, а для второго - другой (например, красный для BET, а для ВАТ — синий). Цветовой контраст поможет правильно подсчитывать поднятые карточки. На карточках можно разыграть любые два зву­ка, которые учащиеся затрудняются различить на слух. Вот не­сколько пар, которые можно использовать: BET/BIT, THOSE/DOZE, THREE/TREE, CUT/COT, LEAD/READ.

 

 

WHERE IS IT? (ГДЕ НАХОДИТСЯ ПРЕДМЕТ?)

Уровень: начинающие 
Оптимальный размер группы: без ограничений
Цель: Закрепить навык употребления IT IS в вопросах, отрицаниях и утвердительных предложениях; закрепить навык употребления предлогов. 
Необходимый материал: Небольшой предмет, например, монета, пуговица или скрепка.
Описание: Ученик выходит из класса, а класс в это время прячет этот маленький предмет. Когда ведущий возвращается, он старается найти спрятанное и для этого задает ученикам вопросы типа:
   "Is it under the desk, Rob?"
   "No, it isn't under the desk."
   "Is it in your shoe, Jackie?"
   "No, it isn't in my shoe."
   "Is it behind the door, Cary?"
   "Yes, it is behind the door."
Количество вопросов должно быть ограничено, и если предмет найти не удастся, ведущему рассказывают, где был спрятан предмет, а вместо него выбирают другого ведущего.
Советы: Общее число вопросов, которое я обычно разрешаю задать, бывает вдвое меньше числа учеников в классе, но не больше 20.

WORD CALLING (НАЗОВИ СЛОВО)

Уровень: начинающие 
Оптимальный размер группы: без ограничений
Цель: Повысить скорость узнавания слов.
Необходимый материал: Карточки со знакомыми словами. Число карточек равно числу учеников в классе. На карточке записано по одному слову.
Описание: Класс делится на две команды (А и В). Карточка со словом быстро показывается двум представителям команд. Первый, кто назовет слово, зарабатывает своей команде очко. Через эту процедуру проходят все члены обеих команд, по два круга.
Советы: Игра идет лучше, если оба представителя разных команд стоят на одном и том же расстоянии от учителя. Этого легче всего добиться, если расположить учеников так, как показано на рисунке. 
14.jpg 
Окончательное решение принадлежит учителю. Он решает, кто был первым. Спор с учителем отнимает у команды спорщика 5 очков

PROFESSIONS (ПРОФЕССИИ)

Уровень: начинающие
Оптимальный размер группы: 10 учеников
Цель: Повторить названия профессий.
Необходимый материал: Нет.
Описание: Один из учеников выходит из класса, а осталь­ные договариваются, какую профессию выбрать. Когда он возвра­щается в класс, его товарищи говорят но одному предложению, описывающему профессию, а ведущий пытается ее отгадать. Например:
 1- й ученик: "Не works with many people."
 2- й ученик: "He talks a lot."
 3- й ученик: "He writes a lot."
 4- й ученик: "He gets angry a lot."
 5- й ученик: "He laughs a lot."
 6- й ученик: "He uses a lot of chalk."
 (ответ — "teacher")
 1- й ученик: "He fixes things."
 2- й ученик: "He charges a lot,"
 3- й ученик: "You call him for emergencies."
 4- й ученик: "He comes to your house."
 5- й ученик: "He works with water."
 6- й ученик: "He uses wrenches."
 7- й ученик: "He fixes sinks and toilets."
 (ответ — "plumber")

WHO HAS IT? (У КОГО НАХОДИТСЯ ПРЕДМЕТ?)

Уровень: начинающие
Оптимальный размер группы:
 без ограничений

Цель: Закрепить навык употребления глагола ТО HAVE во времени Simple Present (утвердительные, вопросительные и отрицательные формы). 
Необходимый материал: Небольшой предмет, напри­мер, пуговица, монетка или скрепка для бумаги. 
Описание: Класс делится на две команды (А и В). Команда А выходит из класса, после этого одному из игроков команды В дают небольшой предмет. Когда команда А-возвращается в класс, ее игроки начинают спрашивать по очереди игроков команды В — WHO HAS IT? Например: 
  A1: "Do you have it, Paul?" 
  Пол: "No, I don't have it." 
  A2: "Does Mary have it, Robert?" 
  Роберт: "No, Mary doesn't have it." 
  A3: "Does Carl have it, Linda?" 
  Линда: "No, Carl doesn't have it" 
  A4: "Do you have it, Sharon?" 
  Шарон: "Yes, I have it."

Спрашивать можно ограниченное количество раз. А именно - количество вопросов равно количеству игроков в команде, деленному пополам. Если удается найти того, кто является хранителем предмета, команде А дается очко, a если нет, очко получает команда B. Когда хранитель найден или когда количество вопросов исчерпано, команды меняются местами. 

 

DARTS (ДАРТС)

Уровень: начинающие 
Оптимальный размер группы: без ограничений
Цель: Повторить количественные числительные. 
16.jpg
Необходимый материал: Щит для игры в дартс (с пя­тью мишенями) и карандаш каждому ученику.
Описание: Учащиеся делятся на пары. Один игрок с завя­занными глазами прикасается к щиту с мишенями 10 раз, его результат считается вторым вслух. Затем они меняются местами. Тот, кто набрал больше очков, — выиграл.
Советы: Рисуйте мишени на обеих сторонах листа, чтобы экономить бумагу и чтобы дать ученикам возможность побольше попрактиковаться.

 

RHYME MIME (РИФМЫ)

Уровень: начинающие и средние 
Оптимальный размер группы: без ограничений
Цель: Повторить и увеличить запас слов.
Необходимый материал: Нет.
Описание: Класс делится на две команды. Игрок одной из команд придумывает два рифмующихся слова и разыгрыва­ет их перед своей командой. Существует ограничение времени (1—2 минуты, в зависимости от способностей ваших учеников), за каждое угаданное слово в пределах временного лимита дает­ся одно очко. Когда команда А заканчивает, приходит очередь команды В.
Например:
  SHIP - TRIP 
  HOT - POT 
  SEW-THROW 
  SIGN-SHINE 
  SNOB-SLOB
Советы: Если команда не может угадать одно или оба сло­ва до того, как истекло время, другая команда может попытаться угадать вместо нее и получить за каждое правильно угаданное слово по одному очку. Так можно подстегнуть не активную ко­манду